В процессе инвестирования инвесторы сталкиваются с недобросовестными компаниями, которые маскируют свою деятельность под лицензированных участников рынка. Опытные инвесторы определяют их быстро, но новички рискуют полностью или частично потерять свой капитал.
Виды мошенничества
Мошенническая деятельность. Изначально, деятельность на этом направлении является только отбором средств у инвесторов. Наиболее яркий пример – вложения в различные "пирамиды" и сетевой маркетинг, где предлагается успеть заработать до схлопывания подобного «бизнеса».
Компания-мошенник. Компания выдает себя за другую организацию или показывает, что связана партнерскими отношениями с серьезными финансово-промышленными группами. Здесь самый яркий пример – многочисленные «клоны» известных банков.
Как определить сайт мошенника?
Подделка уставных, отчетных и лицензирующих документов. При внимательном осмотре документов на сайте можно заметить смазанность печатей, несовпадение дат и подписей (взяты из разных источников с низким качеством), отсутствие действующей лицензии у такой компании.
Подделка доменного имени сайта. Добавление или изменение буквы или символа в доменном имени сайта ведет на мошенническую страницу, где очень ярко, но с более низким качеством будет показана копия страницы оригинальной компании. Иногда создаются и полные клоны сайтов добросовестных сайтов, отличить их от оригиналов можно только по домену. Чтобы минимизировать риски открытия мошеннического сайта рекомендуется заранее сохранять в закладках браузера адреса оригинальных сайтов и переходить по ним только через сохраненные закладки.
Гарантия любого уровня доходности. По законодательству гарантировать доходность имеют право только кредитные организации – банки и кредитные кооперативы определенной категории (для членов организации). Также гарантированная доходность есть у облигаций и некоторых иных финансовых инструментов. Все остальные случаи гарантии доходности, особенно завышенной, являются явным признаком мошенничества.
Гарантия сохранности средств. На обозрение выводится размер страховки от крупной страховой компании, которая при осмотре дает сохранность только определенных видов деятельности компании, к которым инвестирование не относится. Часто таким приемом пользуются оффшорные компании при рекламе псевдо финансовых продуктов.
Отсутствие физического адресов и контактов. Указание услуг, осуществляемых удаленно, не означает, что компания не должна иметь доступный адрес и реальные контакты. Указание местоположения компании в серых экономических зонах также должно настораживать инвесторов.
Присутствие «мишуры» на сайте. Сайты серьезных финансовых организаций не перегружают стартовую страницу картинками с цитатами известных реальных инвесторов и прочими навязчивыми элементами. Оформление сайта в стиле казино также показывает уровень компании.
Для визуального осмотра и определения полезности финансовой компании для инвестирования достаточно 5-10 минут, а экономия капитала может достигать до 100%.