Тренд очевиден ─ клиент все чаще отдает предпочтение быстрым, простым и удобным сервисам. Учитывая многообразие выбора, пользователь просто не станет ждать несколько лет, пока их проверенный временем и неповоротливый банк или брокер внедрит у себя новую технологию. Проще уйти к конкуренту.
Становится понятно: надо делать «свое» современное мобильное приложение, свой удобный сайт и вообще свою экосистему для клиентов, подумаете вы. Да, вы правы. В принципе, на этом статью можно было бы и закончить… Вот только есть нюанс. Это чертовски сложно! Посмотрим на ведущих высокотехнологичных розничных брокеров в США. Несколько кликов – и вот уже хитрая опционная конструкция для хеджирования рисков по лонг-позиции готовы. На самом же деле для этого требуется работа многих программ и подсистем. Команда пользователя должна пройти аутентификацию и авторизацию, заявка обязана пройти контроль рисков, отправиться на биржу, а то и на несколько бирж, попасть в отчеты, и отобразиться в терминале и многое другое. И все это ценой нескольких клиентских кликов – как несправедливо! Но требовательный клиент абсолютно прав – он вообще не должен об этом задумываться, пусть об этом подумают те, кто собирает комиссии. Это их работа.
Мы расскажем вам свою историю решения этой проблемы и опишем получившийся продукт. У нас в АЛОР’е есть большой опыт написания торговых систем. Мы были первыми, кто разработал программу для интернет-трейдинга в России в далёком 1999 году. Но нужно было двигаться дальше. Топ-менеджеры хотели перехода в облако и достижения отказоустойчивости. Клиентам нужна была экосистема. Новым клиентам не хочется работать через «АЛОР-Трейд» или QUIK, им нужна была торговля «в пару кликов». Мы поняли, что для удовлетворения требований бизнеса нам нужна новая торговая система, а чтобы удовлетворить пожелания клиентов, нужен хороший API к этой торговой системе.
Простыми словами, API – это более быстрый и более дешевый способ связать одну программу с другой либо разработать новое приложение для существующего сервиса. Изначально мы подумали: кто-то уже должен был сделать? И были неприятно удивлены: никто. Существующие решения не решали наших проблем и не обеспечивали должного уровня удобства и скорости взаимодействия. Поэтому нам пришлось начать разработку новой системы и собрали соответствующую команду программистов.
В итоге за пару лет кропотливой работы мы сделали торговую систему WARP и ALOR OpenAPI , который предоставляет весь необходимый функционал для трейдинга на финансовых рынках:
- Поток рыночных данных в реальном времени (котировки, стаканы, лента и т. д.).
- Исторические данные.
- Заявки и стоп-приказы.
- Информация по позициям и риск-параметрам.
- Информация и операции по клиентскому договору.
- Открытие счета.
АЛОР уже использует новую разработку «в продакшене». С момента ввода в эксплуатацию WARP и API к нему наши разработчики уже сделали несколько интеграций со сторонними сервисами, написали первую версию приложения и web-терминал для торговли из браузера. При этом time-to-market наших продуктов оказался в четыре раза меньше, чем мы ожидали, исходя из предыдущего опыта таких разработок. Количество инцидентов и багов по новым продуктам на 31% меньше, чем по старым. Мы обеспечили отказоустойчивость по всем фронтам и в любой момент сможем перенестись в облако благодаря используемым технологиям. И наши топ-менеджеры теперь спокойны.
Считаем, что одной из наиболее удачных наших идей было сделать наш API − OpenAPI, то есть открытым. Наши юристы провели большую работу, чтобы клиентам не требовалось заключать дополнительные договоры в офисе, иметь какую-то лицензию, да и вообще мы стремимся обеспечить доступ к продукту наиболее широкому кругу лиц. Достаточно просто быть клиентом. Если вы из банковской сферы, то, возможно, знакомы с термином Open API из концепта Open Banking.
Приведем несколько кейсов использования Open API для бизнеса (B2B, B2C, B2B2C).
Кому это может быть интересно в B2B
- Брокеры и другие профучастники, которым требуется простая интеграция с торговой системой: например, выставлять заявки из веб-кабинета клиента или транслировать на сайте курсы валют.
- Брокеры, которые не хотят зависеть только от QUIK. Использовать WARP в качестве резервной или альтернативной системы либо использовать возможности, недоступные в QUIK.
- Брокеры, которые хотят предоставлять своим свой клиентам Open API, полностью интегрированный в экосистему брокера и позволяющий быстрее внедрять изменения и новые продукты.
- Средние/мелкие банки, которые хотели бы внедрить инвестиции в свои банковские приложения, но не готовы тратиться на получение и обслуживание брокерской лицензии.
- Компании, которым требуются рыночные данные для внутренних целей.
Кому это может быть интересно в B2B2C
- Финтех-сервисы, стартапы, производители торговых терминалов.
Пример: молодому стартапу нецелесообразно получать брокерскую лицензию и нести колоссальные расходы на ее обслуживание и соответствие требованиям ЦБ.
Возможное решение: осуществлять транзакции непосредственно через ALOR OpenAPI. Для конечного клиента участие АЛОР’а будет даже незаметно.
Еще реальный пример – разработка мобильного приложения Trady для активной торговли на срочном рынке.
И еще один – популярный международный сервис TradingView.com предоставил доступ клиентам к торгам на Московской бирже через ALOR OpenAPI.
Кому это может быть интересно в B2C
- Алгоритмический трейдер. API позволяет создать полноценного «торгового робота». Есть успешные примеры.
- Разработчики аналитических систем и советников для помощи в трейдинге.
- Разработка «личного» торгового терминала.
Заключение
«Мы надеемся, что наш труд по созданию WARP и ALOR OpenAPI будет полезен другим бизнесам и поспособствует развитию финансового рынка россии и российских стартапов. За открытостью, прозрачностью, легкостью и удобством использования сейчас будущее. Открытые, модульные экосистемы, которые возможно легко масштабировать, дороги при первоначальной разработке, но в итоге бизнес выигрывает уже в диапазоне нескольких лет, так как может быстрее и дешевле выводить новые продукты на рынок. Интеграции становятся проще, и бизнес может сконцентрироваться не на технических нюансах, а на том, что по настоящему важно − на клиенте».
Александр Филин, руководитель управления разработки программного обеспечения
Прямой канал общения с разработчиками:
Источник: РБК PRO